12

Меню

 

 

 

КУЖИЛЬНАЯ ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Классный час, посвященный
Дню  воина-интернационалиста

Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся.
Задачи: расширить знания обучающихся о войне в Афганистане; формировать представление о воинском долге и верности Родине, чести, мужестве, самопожертвовании; прививать чувство уважения к участникам афганских событий.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия
Учитель: (Кужильная Е.В.) Время дальше и дальше отдаляет нас, живущих в ХХI столетии, от века прошлого с его эпохальными событиями, которые останутся в памяти последующих поколений. Афганская война, длившаяся с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г., по своим масштабам занимает скромное место в цепи военных конфликтов. Но по бессмысленности понесенных потерь, моральному ущербу и политическим последствиям равных ей нет.(слайд 1)
1Чтец: (Кирсанова Т.)                                        1
За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад. (слайд 2)
1-й ведущий:(Калько В.) Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, посвящается…(слайд 3)
2-й ведущий: (Коада Е.)Официально войну в Афганистане называли «выполнением интернационального долга». Что это была за война? С чего всё началось?
1-й ведущий: (Калько В.)В 1978 г. в Афганистане произошел переворот, к власти пришла прокоммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана. Ее лидеры стремились за короткий срок построить социализм в отсталой феодальной стране. Эта политика не встретила поддержки со стороны населения. В ответ на репрессии афганцы взялись за оружие. Сопротивление коммунистам возглавили исламисты. Партизанам, которых называли борцами за веру или моджахедами, помогали США и Пакистан. Афганские власти обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого сопротивления путём ввода советских войск на территорию Афганистана. (слайды 4 – 5)
2-й ведущий: (Коада Е.)Советское руководство для предотвращения угрозы появления у границ СССР враждебного государства, приняло решение о введении Ограниченного контингента Советских войск в Афганистан. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Решение было принято 12 декабря 1979 года. (слайды 6 – 7)
1-й ведущий: (Калько В.)В ночь на 27 декабря советский десант высадился в столице страны Кабуле и штурмом взял дворец диктатора Амина. На следующее утро в Кабул начали прибывать наши войска. (слайд 8)
1Чтецы: (Кузнецов С. И Исламбеков Р.)

  1. Там за рекой, есть горный перевал
    За перевалом – серпантин дороги,
    Дорогой той, наш полк входил в Афган,
    Когда был ночью поднят по тревоге.
    И мы тогда, зеленые совсем
    Еще безусые в погонах мальчуганы,
    Не понимали для чего – зачем
    Заходим мы на территорию Афгана. (слайд 9)
  2. Сквозь звуки лязганья металла о бетон
    По всей колонне донеслась команда,
    Что наш "Гвардейский" наш "Берлинский" полк
    Через Герат идет сейчас к Шинданду.
    Попав в Афган, одно мы знали точно
    Афганистан – восточная страна,
    И что не зря зовут "горячей точкой"
    Страну на карте, где идет война.
    (слайд 10)

1-й ведущий: (Калько В.)Но через некоторое время наши войска были втянуты в разгоравшуюся гражданскую войну между вооруженными силами Демократической Республики Афганистан и моджахедами и стали ее активными участниками. Ведь в Афганистане испокон веков очень сильные племенные традиции, огромную роль играет религия. Ислам – часть культуры и образа жизни народов Афганистана. Никакие пришельцы не в состоянии утвердить на афганской земле иные порядки. Вводя 40-ю Армию в Афганистан, советские руководители рассчитывали быстро «навести порядок» - и сделали неверный шаг… (слайды 11 – 12)
1Чтец:(Петренко В.)
По горным дорогам Афгана
В течение нескольких лет,
Приказ боевой выполняя,
Советский прошел контингент.
В далекой стране за кордоном
Не мало пришлось повидать,
Атаки наемных душманов
Порой каждый день отражать.
Не все возвратились с Востока,
Не все что хотелось сбылось,
Под солнцем палящим жестоко
Увидеть не мало пришлось.
Им было всего 18,
Когда их призвали служить.
Как жаль, что погибли ребята,
Которым хотелось пожить. (слайд 13)
2-й ведущий:(Калько В.) 9 страшных лет продолжалась война в Афганистане. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном, регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Широкой рекой текли в Афганистан современные средства ПВО, стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но главное – деньги. За каждое ухо советского солдата, как за скальп во время покорения Америки щедро платили. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. (слайд 14),  (слайд 15)
1-й ведущий: (Калько В.)Эта война называлась «необъявленной». За 9 лет советские войска участвовали в 416 плановых боевых операциях. А в это время московское радио и телевидение сообщало о посаженных деревьях, выкопанных советскими войсками арыках и плановых боевых учениях, а оттуда прибывали в села и города цинковые гробы.Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их сыновья отправлены в далёкий Афганистан. (слайд 16)
12-й ведущий:(Калько В.) За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и умершими от ран 13833 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек. Сотни людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков. Судьбы русских мальчишек, оказавшихся вдали от родины и заглянувших в лицо смерти… (слайд 17 – 18)
Чтец:(Касьян С.)
Лютое солнце над Кандагаром
Мертвою хваткой вцепилось в поля.
Наша колонна окутана жаром –
Семьдесят выше нуля.
Лица, как маски под солнцем и пылью.
Через одежду желтела броня.
Смешаны грани меж бредом и былью –
Семьдесят выше нуля.
Душит жара разомлевшую волю.
Треснули губы, о влаге моля.
И, проклиная солдатскую долю, –
Семьдесят выше нуля.
«К бою!» – и пекла как не бывало!
Вихрем взметнулась, вскипела земля!
Рота в ущелье душманов зажала –
Подумаешь, семьдесят выше нуля! (слайд 19)
2-й ведущий: (Коада Е.)Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Они попадали в засады и заживо горели в БТР-ах, глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке… (слайд 20),  (слайд 21)
1-й ведущий: (Калько В.)За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждены 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно. (слайд 22)
2-й ведущий(Коада Е.) Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жены и дети, друзья и любимые. (слайд 23)
2-й ведущий:(Коада Е.) Да, по-разному оцениваются события той войны. Многие называют её «ошибкой» и «интервенцией», а воинов - афганцев – «убийцами» и «оккупантами». Тогда, в 1979 г. Родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. Нельзя судить солдат, выполнявших свой воинский долг. История рассудит «Кем были мы в стране далёкой». (слайд 24)
1-й ведущий:(Калько В.) Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, живут и работают среди нас. Они – наша гордость. Мальчишки, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они по-прежнему, как в течение всей истории России, достойные и верные сыны, надежные защитники ее интересов. Нельзя забывать о солдатах этой войны! (слайд 25)
111-й ведущий: 15 февраля 1989 года окончилась эта война, самая длительная из войн, которые вела наша страна в ХХ веке. В этот день землю Афганистана покинул последний советский солдат. (слайд 27)
 (фильм)

Классный час, посвященный Дню воина-интернационалиста (Скачать)

 

Классный час
Посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда

«Неукротимый город»

 

Презентация
Слайд 1
Звучат слова песни «Ленинград».
муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Чуркина


Город над вольной Невой
Город нашей славы трудовой
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.

Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя,
За родимый край с песней трудовой
Шли ровесники рядом со мной.

С этой поры трудовой,
Где бы мы не встретились с тобой
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность мою.

Песня летит над Невой,
Засыпает город мой родной.
В парках и садах листья шелестят,
Доброй ночи родной Ленинград!


Слайд 2
На заднем плане вид города Ленинграда: набережная Невы, Петропавловская крепость.

1 ученик(мальчик). (обращается к девочке).
Приезжай в мой город, приезжай!
Он тебя, как маленькую, встретит,
Выкатит расцвеченный трамвай,
По Неве прокатит на рассвете.
2 ученик (девочка)
Он поднимет радужно мосты,
И замрет, спокойный, величавый.
1 ученик(мальчик).
Он преподнесет тебе цветы
Где-нибудь за Нарвскою заставой.
2 ученик(девочка)
Ты по новым улицам пройдешь -
Улицы широкие, прямые.
Улицы шумны, как молодежь,
Потому что тоже молодые.
1 ученик(мальчик).
Ты посмотришь вечером в Неву,
В этот час весеннего отлива,
И Нева покажет наяву,
Как ты удивительна красива...
2 ученик (девочка)
Не дари мне писем, не дари.
Приезжай - тебе покажет всякий,
Как влюбленным светит до зари
Мой светлоголовый Исаакий.
1 ученик(мальчик).
Мне хвалили город парижан.
Что кому, а мне - мой город дорог!
Приезжай в мой город, приезжай,
Потому что это добрый город.

Ведущий.Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!... Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.
Слайд 3
Звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича.
3 ученик
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь...» -
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.
(Р. Рождественский «Реквием»)

Учитель 23 июня, понедельник. День этот рождался под завывание сирен. В 1 час 45 минут в уже выключившихся репродукторах раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Воздушная тревога!»

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».

4 ученик


            Стоял народ и слушал сводку
Советского Информбюро.
Кружился рупор над слободкой,
Роняя черное перо.
Звенело - сталью или жестью...
Но люди шли,
и шли,    и шли….
Как будто тут иные вести,
Чем дома, услыхать могли,
Как будто тут, при всем народе,
Плечом к плечу, к спине спина -
Любая весть терпимей вроде,
Да и война не так страшна.


Слайд 4

УчительА гитлеровцы упрямо стремились вперед, хотя это давалось им нелегко… 2 сентября 1941 года было произведено первое снижение норм продажи хлеба. Чтобы растянуть очень небольшие запасы муки, решением Ленгорисполкома от 4 сентября было предложено примешивать к ней 12% соевой муки, 2,5% жмыха, 1,5% отрубей. А 8 сентября гитлеровские войска окружили город. Началась блокада.
Но не забывала о Ленинграде наша страна. Уже в сентябре в «Ленинградской правде» было напечатано стихотворение народного певца Казахстана Джамбула.
5 ученик       


Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Виден отблеск невской струи
Мне в струе степного ручья.
К Ленинграду со всех концов
Отправляются поезда.
Провожают своих бойцов
Наши села и города.
Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед.
Это все вам должно помочь,
Душегубов откинуть прочь.
Слышат пастбища Сыр-Дарьи
Вой взбесившегося зверья.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!


Песня «Темная ночь».

Учитель19 октября пришла тревожная весть из столицы - о введении в Москве и прилегающих к ней районах осадного положения. И тут же радио города на Неве начало передачу на Москву. Все выступления ленинградцев, обращенные к защитникам столицы, были полны глубокой веры в победу, но больше всего запало в душу москвичей стихотворение Ольги Берггольц.
6 ученик
Всем, что есть у тебя живого,
Всею силой своей любви,
Кровью, пламенем, сталью, словом -
Задержи врага.
Раздави!

УчительСнова, уже в четвертый раз, снижены нормы выдачи хлеба. По рабочей карточке с 13 ноября выдается 300 граммов хлеба в день, по карточкам остальных категорий населения - 150 граммов. «Тонкий ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке», - так писала Ольга Берггольц.

 

Слайд 5.

1-й ученик.В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).
2-й ученик.Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).
3-й ученик.Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)
4-й ученик.Обойной пыли - 2% (передает хлеб)
5-й ученик.Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)
6-й ученик.Ржаной муки - 71%.
Учитель Канун Нового года. 193-й день войны. И все-таки в городе ощущается приближение праздника.
Несмотря на нехватку горючего, автомобилисты привезли из леса 1000 елок. Из глубокого тыла для детских учреждений Ленинграда прибыли мандарины.
Водитель Максим Твердохлеб вез эти мандарины по льду Ладожского озера - Дороге жизни. Его машину атаковали два немецких истребителя. Пулеметные очереди вдребезги разбили ветровое стекло, откололи кусок баранки - руля.
Ухватившись окровавленными руками за то, что осталось от рулевого колеса, шофер продолжал вести машину.
А когда он вернулся - все удивились, как он такой машиной мог управлять: в ней было 49 пробоин!.. Дети, которым достались поврежденные мандарины, конечно, не догадались, что это следы вражеских пуль.

Звучит песня  «Товарищ песня» слова Р.Рождественского, музыка И.Шамо


Слайд 6     Слайд 7

Ученик


Страшный путь! На тридцатой последней версте
Ничего не сулит хорошего,
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.
...Страшный путь! Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобою свистеть,
И устал грохотать свинец.
... Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей...
Сотни детей! Замерзали в пути...
...Мне в атаках не надобно слова «вперед»,
Под каким бы нам ни бывать огнем -
У меня в зрачках черный ладожский лед.
Ленинградские дети лежат на нем.


            (А. Межиров «Ладожский лед»)
Звук метронома.
Слайд 8
учитель


            А петля блокады туже, туже,
Беспощадней будничность ее.
С моря нагнетаемая стужа
Так и ломится в твое жилье.


            Холод, мрак, согбенные фигуры,
А за толстой линией окна
Минус 35 температура
И все та же самая война.
Ничего от прежней Тани нету,
Изменились все черты лица,
Вот она - одиннадцатилетний
Человек с глазами мудреца.
28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.
Ученик
Раньше всех встает на кухне Женя
И спешит из дома поутру.
Таня с тайным чувством уважения
Провожает старшую сестру.
На завод за восемь километров
Ходит Женя каждый божий день
И уже пугающе заметно
Тает, словно собственная тень.
Ученик.
Женя, Женя! Ранняя сутулость,
Изможденность ясного чела.
... На завод ушла и не вернулась -
Прямо на работе умерла…
Ученик
А метель в горелом переулке
Клок афиши трогает и гнет.
Таня вынимает из шкатулки
Маленькую книжечку - блокнот.
Ищет букву «Ж» по алфавиту,
Карандаш достала из стола,
А затем не детски, деловито,
Вписывает: «Женя умерла».
Девочка (Таня Савичева).Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Ученик.
Умерла наставница и няня,
Вечный холод в грудь ее проник.
Со священной бережностью Таня
Держит свой теперешний дневник.
Таня Савичева.
Где они теперь, мои салазки,
Где мои «снегурочки»-коньки?
Все трясет от орудийной встряски,
Даже воду в прорубях реки.
Все остатки радости сгорели.
Все в разрывах - суша и гранит.
И под говор мартовской капели
Занемог брат Лека, Леонид.

 

Учитель
И опять же вынула украдкой
Свой блокнотик младшая сестра
И вписала строго, крупно, кратко:
«Лека умер в 5 часов утра».
Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
Учитель        А зима все бедственней. И вскоре
Смерть пошла косить из дома в дом.
Умерла учительница в школе,
Замертво свалился управдом.
Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,
Кто во тьме, а кто средь бела дня.
И приметой скорбного обряда
Стал служить не гроб, а простыня.
Стужа жгла, сугробы наметала,
Даже хоронила задарма.
И служила вроде санитара
Долгая блокадная зима.
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечет.
И она буквально по два слова
Пишет, как на крайней полосе.
Таня Савичева.... «Савичевы умерли».
УчительИ снова.
Таня Савичева. ... «умерли».
УчительИ добавляет.
Таня Савичева. «Все».
Учитель        За окном весеннее блистанье.
А она сиротски занесла
В свой дневник:
Таня Савичева.«Осталась одна Таня».
УчительДаже не поставила числа.
Вот так погибла большая ленинградская семья. Всех унесла блокада. Не выжила и сама Таня. Ее, правда, вывезли из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Там, в Горьковской области, в поселке Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

Звучит песня «Землянка». На фоне музыки - стихи.

            Пустой коптилки мутный свет,
И под подушкой портрет...
Гудит, гудит тяжелый гром.
Бессонный долбит метроном.
                        Так каждый день, так каждый день…
Труднее каждая ступень.
Но надо, надо, надо
Стоять ночами на часах.
Лежит блокада Ленинграда
Сегодня на твоих плечах.

Ученики и читают отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Памяти защитников».

1-й ученик.
…Когда прижимались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться, -
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, сумевший подняться.
2-й ученик.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исступленный, клокочущий полдень
Безусый мальчишка, гвардеец и школьник,
Поднялся - и цепи штурмующих поднял.
1-й ученик.
Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,
Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,
Он первым взлетел на нее, обернулся
И ахнул, увидев открывшийся город!
2-й ученик.
И может быть, самый счастливый на свете,
Всей жизнью в тот миг торжествуя победу, -
Он смерти мгновенной своей не заметил,
Ни страха, ни боли ее не изведав.
1-й ученик.
Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,
А город стремительно мчался навстречу…

2-й ученик.
…Впервые за долгие годы снаряды
На улицы к нам не ложились в тот вечер.

Слайд 9
Учитель        Здесь нас бомбами глушили,
Здесь нас голодом морили.
Мы с тобой, любимый город,
Были все же всех сильней.
Нет, мы их не позабыли.
Нет, мы их не позабыли -
Девятьсот блокадных дней.

Слайд 10
Слова песни «Над заставами Ленинградскими».
муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова


Над заставами ленинградскими
Вновь бушует соловьиная весна
Там, где были мы в дни солдатские
Тишина кругом, как прежде тишина.

Припев:
Над Россиею небо синее
Небо синее над Невой
В целом мире нет, нет красивее
Ленинграда моего.

Нам всё помнится в ночи зимние
Над Россией над родимой страной
Весь израненный, в снежном инее
Гордо высился печальный город мой.

Припев:
Над Россиею небо синее
Небо синее над Невой
В целом мире нет, нет красивее
Ленинграда моего.

 

Классный час Посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда «Неукротимый город» (Скачать)


 

 

 

 

 

© 2011-2015. МБОУ-СОШ №14. Все права защищены